Нормативные документы:
Темы итогового сочинения 2019/2020
1. «Он и она». Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»? Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»? Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями. Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви? Согласны ли вы с утверждением: “У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»
2. «Гордость и смирение» Чем отличается гордость от гордыни? Как отличить гордость от высокомерия? Какого человека называют гордым? Нужно ли человеку смиряться с судьбой? Стоит ли терпеть обиды?
3. «Добро и зло» Что такое доброта? Чем доброта отличается от милосердия? Почему человек должен быть добрым? Может ли доброта принести человеку разочарование? Нужно ли сдерживать в себе доброту?
4. «Надежда и отчаяние» Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»? Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»? Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
5. «Война и мир» Роль “Эпилога” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”). Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
-
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
-
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
-
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.