Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года будут формироваться по-новому
С 2022/23 учебного года изменят подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Теперь они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
Больше не будут публиковать открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год. Вместо этого сформируют закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. Перед началом учебного года будут публиковать названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения с комментариями к ним, а также образец комплекта тем итогового сочинения.
Банк тем включает в себя три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения сформируют только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. Их было более полутора тысяч. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
В 2022/23 учебном году расширяют возможности выбора темы сочинения. Каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. Как и в прошлые годы, комплекты тем сформируют отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности. Темы выпускники 2022/23 учебного года традиционно узнают за 15 минут до начала итогового сочинения.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются. Без изменений остаются и критерии его оценивания. Минпросвещения совместно с Рособрнадзором проанализируют опыт проведения итогового сочинения в 2022/23 учебном году, чтобы при необходимости скорректировать порядок его проведения в будущем.
На сайте ФИПИ опубликованы структура закрытого банка тем итогового сочинения и комментарии к разделам закрытого банка. Узнайте, из каких разделов и подразделов формируется закрытый банк тем итогового сочинения. Читайте в комментариях к разделам, на что обращать внимание при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому сочинению. Также на сайте разместили образец комплекта тем итогового сочинения 2022/23 учебного года. Скачайте документы, чтобы рассказать о них учителям русского языка и литературы.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
-
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
-
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
-
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.